Например, на работе, после моего возвращения из Москвы, коллеги спросили – как там настроения? Я не нашелся что ответить сразу, как обычно, сказал что-то вроде: сложно объяснить коротко, кто-то пытается все игнорировать, кто-то подвержен непонятному заболеванию “крымнаш”, кто-то нет.
А потом мне пришла мысль, не новая и не оригинальная, что патриотизм – это сейчас самое главное слово. Патриотизм, понимаемый как безусловная поддержка любых действий своего государства. Не знаю какой это из видов, я знаю, что я точно не патриот в этом смысле, но патриот ли я вообще? Не обладая умением складно писать, думать и говорить, прикроюсь великим, тем кого пока еще не записали в национал-предатели.
Лев Николаевич Толстой в 1896 году писал:
“А потому для того, чтобы уничтожить войну, надо уничтожить патриотизм. А чтобы уничтожить патриотизм, надо прежде всего убедиться, что он зло, и вот это-то и трудно сделать.
Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. –Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. — Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоевано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоеванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоевывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный–патриотизм покоренных, угнетенных народов–армян, поляков, чехов, ирландцев и т.п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия.
Патриотизм не может быть хороший. Отчего люди не говорят, что эгоизм может быть хороший, хотя это скорее можно бы было утверждать, потому что эгоизм есть естественное чувство, с которым человек рождается, патриотизм же чувство неестественное, искусственно привитое ему.”
Интересна этимология, почему это nationalism и patriotism в английском в одном ряду? Это трудности перевода или действительно патриотизм в английском несет такую же коннотацию, смысл как национализм в русском? Кто-нибудь знает?